Аккумуляторы для солнечных батарей

Аккумуляторов сейчас очень много на любой вкус и цвет, но не все аккумуляторы подходят для солнечных батарей. Самые узнаваемые и известные это автомобильные стартерные аккумуляторы. Многие именно с них начинают когда приобретают солнечные батареи, или ставят дома резервный ИБП для питания котлов и другой домашней техники. Но про автомобильные АКБ я уже неоднократно писал и скажу что они "одноразовые", и лишь в щедящем режиме могут прослужить до 3-х лет, а так обычно их и на год не хватает, особенно когда полная автономная электростанция где АКБ работают в циклическом режиме и часто глубоко разряжаются. Моя практика это подтвердила, а так-же сообщения на форумах от других людей это тоже подтверждают.

Эти АКБ конечно самые дешевые, но самые не подходящие для солнечной электростанции, и перспектива менять АКБ каждый год не особо радует, так-как все-таки хоть они и самые дешевые, но тоже стоят денег. Средняя стоимость АКБ на 190-240Ач стоит 8-16т.руб.

автомобильный аккумулятор, для солнечных батарей

  Самые лучшие и подходящие для автономных систем, ИБП, солнечных батарей, ветрогенераторов - это литий-железо-фосфатные АКБ (lifepo4). Во первых у lifepo4 высокий КПД, самый высокий из всех типов АКБ и составляет он 95-98%. Только за счет КПД заряда-разряда энергии получается больше в сравнении с другими равной емкости. Ну и самое главное что lifepo4 не требует никакого обслуживания, его не надо многостадийно заряжать, и он не портится от недо-заряда и глубоких разрядов.

Его можно заряжать большими токами за короткое время, и можно оставлять разряженным сколько угодно времени. Сам по себе аккумулятор не портится и обещают средний срок службы 15 лет и 3000 циклов при разрядах на 80%, а при разрядах на 50% 5000 циклов, а если разряжать меньше, то циклов обещают до 10000. И в общем отзывы пока эти цифры подтверждают. Хотя эти АКБ относительно новые для нас и у людей в основном такие АКБ успели отработать по 2-7 лет, но про потерю емкости вроде никто не писал. Но и цены на эти АКБ довольно высокие, сборка (4 ячейки) АКБ 12в 240Ач стоит на момент написания статьи 56000 рублей.

К примеру на фото АКБ lifepo4 от Лиотех 240Ач



 аккумулятор, для солнечных батарей lifepo4

  Есть так-же специализированные свинцово-кислотные аккумуляторы, которые хорошо подходят для солнечных батарей. Это к примеру тяговые АКБ, которые устанавливаются в электро-погрузчиках. Так-же такие АКБ используют в системах резервного электроснабжения. Например в ИБП для аварийного питания домашней электроники и котлов отопления. Так-же применяют бесперебойных системах электро-обеспечения средств связи, сигнализации, освещения.

Такие аккумуляторы служат гораздо дольше и устойчивы к глубоким разрядам. В ИБП они могут прослужить до 10-12 лет, так-как там мало циклов и они работают только когда случаются сбои в электросети. А в составе солнечных и ветряных электростанций такие АКБ конечно прослужат меньше, но все-же их не придется менять гораздо реже. К примеру аккумуляторы фирмы MNB серия ММ которых специально разработана для тяжелых условий эксплуатации и хорошо подходит для работы с солнечными батареями. Про них я уже писал Аккумуляторы для солнечных батарей

Производитель обещает до 1200 циклов что в принципе довольно прилично для работы в циклическом режиме, когда в темное время суток разряд, а днем зарядка ат солнечных батарей. Цена за аккумулятор фирмы MNB емкостью 250Ач примерно 30000 рублей, это грубо говоря в два раза дороже чем стартерные АКБ, но прослужит такой аккумулятор как минимум в три раза дольше.

Фото аккумулятора MNB емкостью 250Ач



 аккумулятор, для солнечных батарей MNB

  Такие аккумуляторы как правило полностью герметичные и необслуживаемые, что позволяет размещать их дома, что большой плюс в отличие от автомобильных АКБ.

Так-же есть еще Никель-кадмиевые аккумуляторы, которые тоже хорошо подходят для солнечных электростанций. Особенно чистые АКБ без железа. Есть как обслуживаемые АКБ, так и необслуживаемые. У таких АКБ есть свои особенности по заряду и разряду и если не соблюдать рекомендации, то аккумулятор прослужит гораздо меньше чем обещают, и КПД заряда-разряда будет заметно ниже. Тоесть скажем закачав в АКБ пару киловатт, обратно он может отдать всего 1,4 киловатт, в основном это если заряжать и разряжать большими токами. А так в общем эти АКБ довольно выносливы и их емкость можно восстановить тренировочными циклами.

По стоимости Никель-кадмиевые АКБ для автономных систем и солнечных батарей самые дорогие - наверно из-за небольшого спроса. Хотел написать стоимость, но на на момент написания статьи так и не нашел сайтов с открытыми ценами. Но ранее находил цены на сборку Ni-cd 250Ач в районе 70000 рублей. Вообще по-мониторив цены на разные щелочные аккумуляторы, они оказывается сильно подорожали, как будто их за доллары в США покупают, хотя производят их наши заводы.

фото KL250 ni-cd аккумулятор



 аккумулятор, для солнечных батарей ni-cd

  В общем аккумуляторы это такой самый дорогой и расходный материал в составе солнечных электростанций, а без них в отсутствии электросети не обойтись. Понятно что денег всегда мало, но выкидывать их на дешевые АКБ просто не выгодно. Я считаю что лучшие аккумуляторы по цене и качеству это лифер (lifepo4). Покупая лифер можно рассчитывать на использование 80% емкости, и при этом АКБ проработает 10-15 лет (3000 циклов+). А к примеру автомобильный АКБ и полгода не протянет при таком циклировании.

Из свинцово-кислотных более подходящие это специализированные АКБ для резервных, бесперебойных и автономных систем. Но здесь есть свои нюансы. Как правило такие АКБ тоже быстро теряют емкость при глубоком циклировании, и только лучшие АКБ могут отдать до 1200 циклов при разрядах на 80-70%, а в основном 300-700 циклов. Обещанные циклы такие АКБ отрабатывают при разряде на 20-30%, по этому их надо в три раза больше чем lifepo4. Ну и цена свинцово-кислотных АКБ будет в два раза выше чем lifepo4.

В будущем возможно появятся новые типы аккумуляторов или что-то улучшится, но пока ситуация примерно вот такая...